Греф допустил снижение ставки до 15%. Как это изменит цены на машины 26.06.2025, 17:10, (источник: Autonews) |
Эксперт Николаев назвал 12% приемлемой ключевой ставкой для роста автокредитов В июне ЦБ понизил ключевую ставку до 20%. Греф видит сценарий с ее снижением до 15%. Autonews.ru пообщался с представителями отрасли и экономистами, чтобы понять, какая ставка нужна для восстановления авторынка 6 июня регулятор понизил ключевую ставку с 21% до 20%. Этот показатель критически важен с точки зрения стоимости кредитов, без обращения к которым многие россияне не способны приобрести автомобиль: чем больше ставка ЦБ, тем дороже привлеченные деньги обходятся банкам и тем выше процентные ставки для их клиентов. На протяжении длительного периода — с октября 2024 года по июнь 2025 года — уровень ключевой ставки держался на рекордном уровне в 21%, а в последний раз решение о смягчении денежно-кредитной политики ЦБ принимал в сентябре 2022 года. В ходе ПМЭФ глава Сбербанка Герман Греф предположил, что до конца 2025 года ключевая ставка может опуститься до 15–16%. Впрочем, экономист добавил, что ЦБ подходит к этому вопросу намного более консервативно. Подтвердила это и председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая подчеркнула, что принятое регулятором решение не означает, что ЦБ продолжит снижать ставку высокими темпами. Как "ключ" давит на продажи Сохраняющийся высоким уровень ключевой ставки, по мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, продолжает негативно влиять на объемы продаж автомобилей в России. Подтверждает это и статистика: по данным "Автостата", по итогам мая 2025 года отечественный авторынок выпал из топ-5 европейских лидеров, уступив рынкам Германии, Великобритании, Италии, Франции и Испании. В России за месяц удалось реализовать лишь 91 218 новых легковых машин. Для сравнения, в Германии — 239 297 экземпляров. "Высокая ставка влияет на стоимость автомобилей, делает ее высокой, это приводит к сокращению объемов продаж машин, уменьшает их доступность для покупателей", — пояснил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж Major Auto, назвал действующую ключевую ставку в 20% "заградительной для кредитов". Специалист напомнил, что порядка 80% всех продаж автомобилей в России сегодня осуществляется в кредит и за счет субсидий от производителя или государства. В пресс-службе Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) назвали актуальный уровень ключевой ставки запредельным, но отметили, что вектор на снижение добавил позитива в отрасли, хотя до стабильной ситуации еще далеко. Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru выразил мнение, что нынешний уровень ставок фатально влияет и на производство, и на потребление: "Он отрезает большую часть потребителей от доступа к кредитным ресурсам. Понятно, что сейчас люди берут только субсидируемые производителями кредиты, потому что ставку под 30% вывезти не может никто. Автокредитование испытывает дополнительное давление еще и потому, что дилеры собирают комиссию до 9% от суммы кредита при его оформлении. Условия выдачи и досрочного погашения кредита ужесточаются. Кредиты не только по деньгам не проходят, но и по условиям, которые предлагаются". Иларион Демчиков, директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex, также отметил негативное влияние высокого уровня ключевой ставки как на рынок автомобилей, так и на стоимость комплектующих и запчастей к ним. "Высокая ключевая ставка в 20% оказывает сильное давление на авторынок, делая стоимость автомобилей и комплектующих крайне дорогими. Так из-за высокой ключевой ставки цены на импортные и отечественные комплектующие и запчасти увеличились на 15–20%", — отметил эксперт. Какой должна быть ставка Озвученный Грефом прогноз по ключевой ставке в 15–16% к концу текущего года Иларион Демчиков счел реалистичным с учетом динамики инфляции и экономического климата. Он напомнил, что сезонно скорректированная годовая инфляция (SAAR) в мае снизилась до 4,5%. Дмитрий Баранов также допустил дальнейшее снижение ключевой ставки, но не стал называть конкретных цифр и сроков, поскольку возможность снижения напрямую зависит от состояния экономики, уровня инфляции, курсов валют и внешних ограничений. Александр Николаев считает, что снижение ставки на каждый процентный пункт снижает интерес россиян к депозитам и увеличивает интерес к кредитам и приобретению автомобилей с их привлечением. Озвученный Грефом уровень ключевой ставки "повысит доступность; если к этому прибавить субсидии от производителя либо от государства, то кредиты станут более доступны большему количеству людей". По словам эксперта, хорошим диапазоном "ключа" для бизнеса и потребителей является уровень в 10–12%. Антон Шапарин выразил мнение, что ситуация на российском авторынке может нормализоваться лишь при уровне ключевой ставки в 12–13%. "Тогда депозиты станут менее привлекательны для граждан, во-первых. Во-вторых, увидим более доступные кредитные продукты", — считает он. Каковы меры поддержки Опрошенные Autonews.ru эксперты отметили, что высокий уровень ключевой ставки — не единственная преграда на пути к нормализации ситуации на российском автомобильном рынке. Спрос на машины напрямую зависит и от государственной поддержки отрасли. В частности, Шапарин для повышения доступности автомобилей предложил пересмотреть механизмы господдержки спроса, а именно начать уходить от субсидирования процентной ставки и субсидирования кредитов в пользу прямых мер господдержки посредством возврата НДФЛ. "Налоговые вычеты — это инструмент, который в экономике давно отработан. Тот инструмент, который позволяет вывести в белую зону значительное число людей, которые хотели бы воспользоваться мерами этой поддержки. И эта история позитивна для всех, кроме банков", — считает эксперт. Дмитрий Баранов отметил, что у государства есть возможность для стимулирования спроса на автомобили несколькими способами: снижением их стоимости для покупателей, а также уменьшением налогов и взносов. Может способствовать росту продаж автомобилей и помощь государства автопроизводителям за счет снижения и компенсаций платежей. При этом эксперт Баранов посоветовал россиянам не ждать снижения цен на машины из-за снижения ключевой ставки. "К сожалению, цена будет расти. Даже если ключевая ставка в дальнейшем будет уменьшена и стоимость заемных средств снизится, маловероятно, что это повлияет на цену автомобилей. У компаний есть и другие расходы, многие из которых растут, и участники автомобильного рынка должны это учитывать. Это связано с инфляцией, ростом стоимости товаров и услуг, которые используют как автопроизводители, так и компании, торгующие автомобилями и комплектующими, осуществляющие сервисное обслуживание", — уточнил собеседник, добавив, что в течение года возможны и периоды снижения цен, которые могут происходить из-за решений автопроизводителей и дилеров. В РОАД уже сейчас наблюдают снижение цен на некоторые модели и пул скидочных акций от дилеров, но считают, что ситуация на рынке нуждается в дополнительной поддержке от государства. "Полная нормализация авторынка и сегмента комплектующих потребует комплексного подхода, включающего меры государственной поддержки и улучшение экономических условий, — уверен Иларион Демчиков. — Помимо снижения ключевой ставки государство может поддержать авторынок посредством введения льготных программ кредитования, субсидий на покупку отечественных автомобилей и улучшения транспортной инфраструктуры. Это снизит необходимость часто приобретать комплектующие для ремонта автомобилей". Автор Александр Воронцов Подробнее на Autonews: https://www.autonews.ru/news/685be46e9a794709885d7596?from=copy #авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт |